;

Анекдот:

"Дочь Фрейда говорит: - Папа, мне сегодня ночью приснился сон, что ты подошел ко мне и протянул банан. Я уже было хотела взять его, но тут подешел дядя Густаф и протянул мне свой банан. Я посмотрела на твой банан – он был вялый и маленький, - а затем на банан дяди Густава – у того банан был большей, спелый и аппетитный. Я взяла банан дяди Густава и проснулась. Фрейд вздохул и ответил: Дочь моя, иногда банан - это просто банан."

 

Главная

Великое брожение идей

Июнь 1880 года. В Вене живет никому не известный молодой человек по имени Зигмунд Фрейд. Он служит в должности стипендиата-исследователя в Венском университете и сдает экзамены на получение степени доктора медицины. Зигмунд отнюдь не круглый отличник, часть экзаменов он сдаст лишь на будущий год, да и сама медицина не очень его интересует. Он так никогда и не полюбит медицину; может быть, поэтому впоследствии он будет настойчиво повторять, что психоанализом прекрасно могут заниматься и не дипломированные врачи.

Он хочет стать ученым и работает в лаборатории Эрнста Брюке, строгого и сурового берлинца, которым восхищается и которому безгранично доверяет. Ему двадцать четыре года, у него уже много научных публикаций, он достаточно квалифицированный специалист в области нервной системы низших животных. Он не замечен ни в каких интрижках с женщинами.

Он вообще всегда будет предельно сдержан в рассказах о своей личной жизни. Его биограф Джонс называл его не иначе, как «пуританином». Юноша Фрейд - неутомимый труженик, вдумчивый и даже дотошный исследователь. Более четырех лет своей жизни он скрупулезно препарировал угрей (чтобы доказать, что у самцов есть тестику-лы), миног, раковины, прилежно и внимательно рассматривал под микроскопом ткани организмов различных животных.

В результате своей исследовательской деятельности он навсегда приобрел непреложное уважение к фактам, получаемым эмпирическим путем.

Он на хорошем счету у своих преподавателей, но у него практически нет шансов сделать научную карьеру — ведь он беден, а вакантных должностей не так много, и за них идет постоянная борьба. К тому же на волне антисемитизма, всколыхнувшейся в те годы в Австрии, евреев отнюдь не охотно приглашают на работу.

Через два года сам Брюке, несмотря на все расположение, которое питает к ученику, советует ему оставить исследования и заняться зарабатыванием денег на жизнь медицинской практикой. Фрейд «с холодом в душе» последовал совету своего учителя.

Но в лето 1880 г. Зигмунд еще полон мечтой стать большим ученым. Он по-прежнему хочет участвовать в исследованиях, проводимых его учителем, хочет продолжить работу, начатую совместно. Ведь он одержим потрясающей идеей, предыстория которой восходит ко времени, когда самого Фрейда еще не было на свете...

 
© 2007-11 История психоанализа.
Связаться с нами вы можете, написав на email: psyche@sig-freud.ru